Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Концепции и программы прикладного мышления


Концепции и программы прикладного мышления

 TOTE

Система планов TOTE - последовательность «проверка-операция-проверка-выход» (Test-Operate-Test-Exit), которая описывает петлю обратной связи, лежащей в основе любого поведения. Разработана психологами Дж. Миллером, Е.Г. Галантером и П. Прибрамом и опубликована в 1960 году в книге "Планы и структура поведения" (переиздана в 2000-м как "Программы и структура поведения").

Авторы констатируют наличие двух враждующих лагерей в психологии. Сведение психики к рефлекторным дугам в лагере бихевиористов-последователей И.П. Павлова оценивается ими как примитивное, а сведение к образам  и "моделям мира" в "познавательном" лагере как слишком сложное и сохраняющее пропасть между знанием и действием. Выход состоит в признании единственно правильной иерархической организации поведения: поведение организуется одновременно на нескольких уровнях, характеризующихся разной степенью сложности.

План — это всякий иерархически построенный процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций.

План может быть заучен и стать тем самым частью Образа. Знания должны быть включены в План, поскольку в противном случае План не может служить основой для руководства поведением. Следовательно, Образы могут составлять часть Плана.

Можно внести изменения в Образы только путём выполнения Планов по сбору, накоплению и переработке информации.

В качестве единицы анализа Планов взята элементарная схема обратной связи - ТОТЕ (рефлекс - прежняя единица анализа - является частным случаем ТОТЕ).

Стрелки на схеме могут изображать энергию, информацию, регуляцию:

        Энергия - схема изображает нервные связи и План как простой рефлекс или сервомеханизм.

        Информация - схема представляет связи корреляции, предпочитаемые психологами.

        Регуляция - что стрелки указывают только последовательность выполнения инструкций.  

Когда ТОТЕ используется для рассуждения о простом рефлексе, он одновременно представляет все три уровня описания. Однако когда он используется для описания более сложных видов деятельности, мы можем рассматривать только перенос информации и регуляции или во многих случаях только перенос регуляции. Но во всех случаях схема ТОТЕ будет указывать на то, что существует известный План.

Операционная фаза системы ТОТЕ  более высокого порядка может сама состоять из цепи других подобных же систем.

Например, часто акты поведения состоят из двух стадий. Первая фаза является подготовительной, или мобилизующей; вторая — результативной, или удовлетворяющей. Нужно открыть рот, прежде чем откусить кусок хлеба, нужно отвести руку назад, прежде чем ударить, и т.д. Указанные две фазы — это совершенно различные движения, хотя они, несомненно, выполняются как единое действие.

Более сложные Планы могут быть подобным же образом описаны как системы ТОТЕ, построенные из субпланов. Птица может взлететь, сделать несколько взмахов крыльями, полететь парящим полётом, прекратить взмахи крыльями, выпрямить конечности и приземлиться на них. Все действие возникает как единое целое, регулируется единым Планом, составленным, однако, из нескольких фаз, каждая из которых имеет свой собственный План, причём именно операционная фаза этой системы раскладывается на ряд других подобных же систем.

Причина, по которой система ТОТЕ может быть расширена только за счёт своей операционной фазы, чисто формальна - с пробой Т связано четыре стрелки, две стрелки связаны с операцией О и две стрелки связаны с ТОТЕ в целом. Однако возможно, что жёсткие ограничения, подобные этим, оправданы только в целях дидактического упрощения.  Всякий, кто изучал иерархически организованные программы, составленные  Ньюэллом, Шоу и Саймоном для моделирования процесса решения задач человеком, может понять, как в действительности примитивны иерархии подобных систем ТОТЕ.

Планирование может рассматриваться как составление перечня проб, которые следует произвести. Когда у нас есть отчётливый Образ желаемого результата, мы можем на его основе создать образы промежуточных результатов, и, будучи организованы в нужной последовательности, пробы этих результатов составят  стратегию возможного Плана.

Операционная фаза может содержать как пробы, так и операции. Поэтому выполнение Плана любой сложности должно включать значительно больше проб, чем действий.

Если все субпробы при расширении операционной фазы применены, но основная проба оказалась несостоятельной, возникнет петля. Для того чтобы избежать петель, основная проба должна вести к разъединению субпроб. Мы воспринимаем возникновение петель как сигнал о том, что План оказался неуспешным.

У низших животных можно видеть, что структура их поведения в естественных условиях формируется более или менее случайно - обстановка поставляет раздражители, которые «высвобождают» следующую стадию деятельности животного. Поэтому низшие животные кажутся обладающими больше тактикой, чем стратегией.

По мере продвижения вверх по эволюционной лестнице мы обнаруживаем на уровне млекопитающих возрастание сложности проб, которые животное может произвести. Только у человека мы наблюдаем способность создавать символы и манипулировать ими, и, когда эта способность используется для того, чтобы символически обозначать всю схему действия, для него становится возможным пользоваться языком, чтобы перестраивать порядок символов и формировать новые Планы. У нас есть все основания считать, что речевые возможности человека интимно связаны с его способностью планировать. А вследствие того, что человеческие Планы так часто носят словесный характер, они могут сообщаться, что представляет собою факт огромной важности в эволюции нашего приспособления друг к другу.

Психологи знают, что люди действуют, потому что несколько «мотивов» побуждают их одновременно. Каким образом мы координируем несколько Планов, объединяя их в единый поток поведения? Некоторые субпланы выполняются исключительно для того, чтобы создать условия, при которых другие субпланы становятся доступными. Такие подготовительные или мобилизационные Планы не могут свободно перемещаться по отношению к другим субпланам, которым они должны предшествовать. Не всегда очевидно, совместимы или нет два Плана. Физики годами считали, что положение и скорость частицы могут быть измерены одновременно с любой мерой точности. Человек, который обнаружил, что Планы произведения этих двух измерений одновременно являются несовместимыми, произвёл революцию в наших представлениях о физическом мире. Открытие того, что два Плана являются несовместимыми, может требовать большого ума и может полностью изменить соответствующий Образ.

Проблема противоречащих Планов особенно сложна, когда оба Плана являются взаимопроникающими и полностью избавиться от любого из них невозможно. Этот вид конфликта является обычным для невротиков. Обычным примером может быть человек, принявший два жизненных Плана — один от матери и другой от отца. Например, мать может внушить План, требующий личной независимости, в то время как отец предлагает План, требующий подчинения власти. Когда человек пытается выполнить одновременно оба Плана, он не может найти никаких действий, которые способствовали бы продвижению обоих этих Планов в одно и то же время. Результатом может быть нерешительность, колебания, бездействие, так что ни один План не выполняется

Проблема слияния нескольких Планов в единый поток действия является достаточно трудной, но представьте себе, насколько более трудным становится этот вопрос, когда несколько человек пытаются работать вместе. Общественный план существует во всех тех случаях, когда группа людей пытается совместно работать для достижения результата, которого они не могли бы достигнуть в одиночку. Мы обнаружим, что в этом отношении общество создаёт «дерево»  —  иерархию планов, аналогичную иерархическим Планам, которые мы обсуждали в применении к отдельным индивидуумам. Стволом дерева являются несколько человек, планирующих стратегию для всей группы, на кончиках ветвей — множество работников, которые выполняют тактические требования своих собственных субпланов.
Некоторые совместные планы являются временными актами, в то время как другие планы являются постоянными и относительно устойчивыми. Фабрикант постоянно закупает сырье, превращает его в законченный продукт и пытается продать его с выгодой. План не отвергается, после того как он успешно выполняется.
Интересной стороной совместных планов является их лёгкая доступность. Совместный план должен быть сообщён членам группы, и поэтому он также легко может быть сообщён изучающему наблюдателю, Когда мы имеем дело с личными планами действий, может существовать постоянная неуверенность относительно Планов, которым следует данный индивидуум, поскольку он может оказаться неспособным или не желающим открыть их. В социальных условиях, однако, План, который должен выполняться индивидуумом, часто разрабатывается в мельчайших деталях.

Пространственный расчёт Планов важен, так как деятельности, которыми мы собираемся заниматься, часто требуют определённого места, где они могут быть возможны. Временной расчёт, возможно, несколько менее точен. Если мы должны учитывать только один План, выполнение Плана может занять столько времени, сколько потребуется. Но если мы имеем дело с соперничеством нескольких Планов, то предметом этого соперничества является время. Мы должны установить правила очерёдности, в какое время План может осуществляться и когда он должен быть оставлен — временно или навсегда — для выполнения более важного Плана. Когда мы пытаемся координировать наши Планы с Планами других людей, часы выступают сами по себе как мелочный диктатор в нашей жизни. Таким образом, критерии пространства и времени должны быть учтены на пробной фазе почти всякого Плана, чтобы определить, где и когда какой-либо План будет соответствующим и выполнимым.

 ***

Теория ТОТЕ применяется в НЛП с 1983 года, когда Роберт Дилтс описал её в книге  "Основы Нейро-Лингвистического Программирования". НЛП использует ТОТЕ в качестве метафоры для понимания поведения человека и принимает следующие установки (пресуппозиции):

  •         всякое поведение имеет позитивное намерение; мы получаем результаты - состояния, которых мы хотим достичь,

  •         мы реагируем на разницу, а не на входной сигнал,

  •         цель должна быть очевидна, иначе мы не сможем узнать, когда нам следует остановиться,

  •         мы учимся на прошлом опыте. Мы используем обратную связь постоянно; она занимает настолько значительную часть нашей жизни, что мы принимаем её как саму собой разумеющуюся.
     


До новых встреч!
Юлий Феодоритов
feod@narod.ru

 


В избранное